Инструкция по охране труда для водителя автомобиля

УТВЕРЖДАЮ:

Руководитель организации

(заместитель руководителя организации,

в должностные обязанности которого

входят вопросы охраны труда)

___________ __________________

(подпись) (фамилия, инициалы)

«_____»_________________20___г.

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

для водителя автомобиля

1. Общие требования охраны труда

1.1. К выполнению работы по профессии водителя автомобиля допускается работник не моложе 18 лет, имеющий водительское удостоверение, прошедший обязательное психиатрическое освидетельствование, предварительный медицинский осмотр, не имеющий противопоказаний по состоянию здоровья, имеющий необходимую теоретическую и практическую подготовку, прошедший вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда, стажировку, проверку знаний требований охраны труда и получивший допуск к самостоятельной работе приказом руководителя организации.

1.2. Водитель автомобиля должен периодически, не реже одного раза в 12 месяцев проходить проверку знаний требований охраны труда.

1.3. Водитель, независимо от квалификации и стажа работы, не реже одного раза в три месяца должен проходить повторный инструктаж по охране труда, при этом в программу инструктажа на рабочем месте должны быть включены вопросы оказания первой помощи пострадавшим, в том числе и в дорожно-транспортных происшествиях; в случае нарушения водителем требований безопасности труда, при перерыве в работе более чем на 30 календарных дней он должен пройти внеплановый инструктаж.

1.4. Водитель, допущенный к самостоятельной работе, перед началом эксплуатации легкового автомобиля обязан изучить руководство по эксплуатации на автомобиль.

1.5. Водитель, показавший неудовлетворительные знания требований охраны труда при эксплуатации автомобиля, к самостоятельной работе не допускается.

1.6. Водитель автомобиля, направленный для участия в несвойственных его профессии работах, должен пройти целевой инструктаж по безопасному выполнению предстоящих работ.

1.7. Водителю запрещается пользоваться неисправным, неиспытанным инструментом, приспособлениями и оборудованием, а также если безопасному обращению с этими инструментами, приспособлениями и оборудованием он не был предварительно обучен.

1.8. Во время работы на водителя автомобиля легкового могут оказывать неблагоприятное воздействие в основном следующие опасные и вредные производственные факторы:

  • движущиеся машины и механизмы, подвижные части технологического оборудования, инструмента, перемещаемые изделия, заготовки, материалы;
  • падающие предметы (элементы технологического оборудования, инструмент);
  • острые кромки, заусенцы и шероховатости на поверхности технологического оборудования, инструмента;
  • повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;
  • повышенная или пониженная температура поверхностей технологического оборудования, материалов;
  • повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;
  • повышенный уровень шума на рабочем месте;
  • повышенный уровень вибрации;
  • повышенная или пониженная влажность воздуха;
  • повышенная или пониженная подвижность воздуха;
  • отсутствие или недостаточное естественное освещение;
  • недостаточная освещенность рабочей зоны;
  • физические перегрузки;
  • нервно-психические перегрузки.

1.9. Каждый работник должен знать и правильно применять в работе средства коллективной защиты от:

  • воздействия механических факторов (устройства оградительные, предохранительные и тормозные; устройства дистанционного управления, автоматического контроля и сигнализации);
  • поражения электрическим током (оградительные устройства; устройства автоматического контроля и сигнализации; изолирующие устройства и покрытия; устройства защитного заземления и зануления; устройства автоматического отключения; устройства выравнивания потенциалов и понижения напряжения; устройства дистанционного управления; предохранительные устройства; молниеотводы и разрядники);
  • падения с высоты (ограждения, защитные сетки);
  • повышенного уровня шума (устройства звукоизолирующие, звукопоглощающие; глушители шума; устройства дистанционного управления, автоматического контроля и сигнализации);
  • повышенного уровня вибрации (устройства оградительные; устройства виброизолирующие, виброгасящие и вибропоглощающие; устройства дистанционного управления автоматического контроля и сигнализации);
  • повышенного уровня статического электричества (устройства заземляющие, экранирующие, увлажняющие; нейтрализаторы, антиэлектростатические вещества);
  • пониженных или повышенных температур поверхностей оборудования, материалов и заготовок (устройства оградительные, термоизолирующие и экранирующие; устройства дистанционного управления, автоматического контроля и сигнализации);
  • повышенных или пониженных температур воздуха и температурных перепадов (устройства оградительные и термоизолирующие; устройства для обогрева и охлаждения; устройства дистанционного управления, автоматического контроля и сигнализации);
  • повышенного уровня ультразвука (устройства оградительные, звукоизолирующие и звукопоглощающие; устройства дистанционного управления, автоматического контроля и сигнализации);
  • повышенного уровня ионизирующих излучений (устройства оградительные, герметизирующие и защитные покрытия; устройства улавливания и очистки воздуха и жидкостей; средства дезактивации; устройства автоматического контроля; устройства дистанционного управления; средства защиты при транспортировании и временном хранении радиоактивных веществ; емкости для радиоактивных отходов);
  • повышенного уровня инфракрасных излучений (устройства оградительные, герметизирующие, теплоизолирующие и вентиляционные; устройства дистанционного управления, автоматического контроля и сигнализации);
  • повышенного уровня электромагнитных излучений (устройства оградительные, герметизирующие и защитные покрытия; устройства дистанционного управления, автоматического контроля и сигнализации);
  • повышенной напряженности электромагнитных полей (устройства оградительные, изолирующие и защитные покрытия; устройства защитного заземления);
  • повышенного уровня лазерного излучения (устройства оградительные и предохранительные; устройства дистанционного управления, автоматического контроля и сигнализации);
  • воздействия химических факторов (устройства оградительные, герметизирующие; устройства для вентиляции и очистки воздуха, для удаления токсичных веществ; устройства дистанционного управления, автоматического контроля и сигнализации);
  • воздействия биологических факторов (устройства оградительные и герметизирующие; оборудование и препараты для дезинфекции, дезинсекции, стерилизации, дератизации; устройства для вентиляции и очистки воздуха; устройства дистанционного управления, автоматического контроля и сигнализации).

1.10. Водителю автомобиля положена выдача смывающих и обезвреживающих средств согласно Типовым нормам.

1.11. Водитель автомобиля во время работы должен пользоваться спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов.

1.12. Для предупреждения возможности возникновения пожара водитель должен соблюдать требования пожарной безопасности; курить разрешается только в специально отведенных для этого местах.

1.13. Водитель автомобиля обязан соблюдать трудовую и производственную дисциплину, Правила трудового распорядка.

1.14. Водитель должен соблюдать установленный для него режим рабочего времени и времени отдыха; в случае заболевания, плохого самочувствия, недостаточного отдыха водитель обязан доложить о своем состоянии непосредственному руководителю и обратиться за медицинской помощью.

1.15. Если с кем-либо из работников произошел несчастный случай, то пострадавшему необходимо оказать первую помощь, сообщить о случившемся руководителю и сохранить обстановку происшествия, если это не создает опасности для окружающих.

1.16. Водитель при необходимости должен уметь оказать первую помощь, пользоваться аптечкой.

1.17. Водитель, допустивший нарушение или невыполнение требований инструкции по охране труда, несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.

2. Требования охраны труда перед началом работы

2.1. Перед выездом на линию водитель автомобиля должен пройти предрейсовый медосмотр и получить отметку в путевом листе; водитель, у которого установлен факт употребления алкогольных напитков или наркотических веществ, к работе не допускается.

2.2. Водитель, находящийся в болезненном или утомленном состоянии, не должен садиться за руль автомобиля, так как это может привести к дорожно-транспортному происшествию.

2.3. Перед выездом на линию водитель должен проверить исправность тормозов, рулевого управления, освещения, звукового сигнала, стеклоочистителей, состояние аккумулятора, отсутствие утечки топлива, масла, охлаждающей жидкости, проверить давление в шинах.

3. Требования охраны труда во время работы

3.1. Прежде чем начать движение с места стоянки на территории организации, водитель должен убедиться, что это безопасно для работников и других посторонних лиц. При движении по территории соблюдать скорость движения, не превышающую 5 км/ч.

3.2. Перед пуском двигателя водитель должен:

  • отключить и отсоединить элементы подогрева;
  • затормозить автомобиль стояночным тормозом;
  • поставить рычаг переключения передач (контроллера) в нейтральное положение;
  • проверить герметичность системы питания.

3.3. Водителю автомобиля запрещается:

  • производить пуск двигателя путем буксировки;
  • эксплуатировать автомобиль со снятым воздушным фильтром.

3.4. Во время работы на линии:

  • водитель должен быть вежливым, вести себя спокойно и выдержанно, избегать конфликтных ситуаций;
  • водитель должен быть внимательным, не отвлекаться от выполнения своих обязанностей,
    запрещено самопроизвольно отклоняться от маршрута, указанного в путевом листе;
  • водителю разрешается перевозить в салоне автомобиля то количество людей, которое указано в паспорте завода-изготовителя на эксплуатируемое транспортное средство;
  • во время движения избегать резких торможений и поворотов, если они не вызваны обстановкой на дороге, соображениями безопасности;
  • скорость движения автомобиля выбирать с учетом интенсивности движения, дорожных и погодных условий, соблюдая при этом требования дорожных знаков к скорости ТС;
  • водитель должен выбирать интервал между движущимися автомобилями в зависимости от скорости и состояния дороги; при движении по мокрой и скользкой дороге тормозной путь значительно увеличивается, поэтому интервал между автомобилями необходимо увеличить;
  • при маневрировании, перестроении из ряда в ряд, обгоне, опережении, встречном разъезде водитель должен убедиться в полной безопасности маневра.

3.5. Водитель автомобиля должен быть особенно внимательным при движении задним ходом. Двигаясь задним ходом, нельзя создавать помехи для других участников движения; перед подачей автомобиля назад необходимо убедиться, что его никто не объезжает, сзади нет людей или каких-нибудь препятствий. Для обеспечения безопасности движения водитель при необходимости должен прибегнуть к помощи других лиц.

3.6. Отдыхать в салоне автомобиля допускается только при неработающем двигателе, так как это может привести к отравлению оксидом углерода, содержащимся в отработавших газах автомобиля.

3.7. В том случае, когда возникает необходимость временно покинуть автомобиль, водитель должен выключить двигатель, автомобиль затормозить стояночным тормозом при включенной низшей передаче; ключ от замка зажигания взять с собой, а двери запереть. Включить охранную сигнализацию (при ее наличии).

3.8. Перед выходом из салона автомобиля на проезжую часть дороги необходимо предварительно убедиться в отсутствии опасности, связанной с движением транспортных средств, как в попутном, так и во встречном направлениях.

3.9. Если во время работы на линии возникли какие-либо технические неисправности, требующие немедленного устранения, водитель должен поставить автомобиль на обочину и осмотреть транспортное средство.

3.10. К ремонту можно приступать, если есть все необходимые инструменты и если объем его соответствует разрешенному на линии: монтаж и демонтаж шин, смена колес, продувка в системе питания, проверка действия приборов зажигания, подтяжка ослабленных креплений и т. п.

3.11. При ремонте автомобиля на линии требуется соблюдать правила безопасности, установленные для ремонта и технического обслуживания автомобиля. При отсутствии необходимых приспособлений и инструментов производить ремонт запрещается.

3.12. При ремонте автомобиля пользоваться исправным и предназначенным для этой цели инструментом:

  • гаечные ключи должны подбираться соответственно размерам гаек и болтов; запрещается работать гаечными ключами с непараллельными, изношенными губками;
  • не разрешается отвертывание гаек ключами больших размеров с подкладыванием металлических пластинок между гранями гайки и ключа, а также удлинение рукоятки ключа путем присоединения другого ключа или трубы;
  • поверхность всех ручек для инструментов должна быть гладкая, без заусенцев и трещин; запрещается пользоваться инструментом с плохо укрепленной деревянной (пластиковой, прорезиненной и т. п.) ручкой, а также с неисправной ручкой.

3.13. Перед подъемом части автомобиля домкратом выключить зажигание, затормозить автомобиль стояночным тормозом, удалить из салона находящихся в нем людей и закрыть двери салона.

3.14. При вывешивании автомобиля на мягкой грунтовой поверхности выровнять место установки домкрата, подложить под домкрат подкладку достаточных размеров и прочности, на которую установить домкрат. Запрещается устанавливать домкрат на случайные предметы.

3.15. Пробку радиатора на горячем двигателе открывать в перчатках или накрыв ее ветошью. Пробку открывать осторожно, не допуская интенсивного выхода пара в сторону открывающего.

3.16. Все работы по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля в зимнее время необходимо производить по возможности только в отапливаемых помещениях.

3.17. В зимнее время для предупреждения случаев обморожения при устранении неисправности в пути работать только в перчатках. Запрещается прикасаться к металлическим предметам, деталям и инструментам руками без перчаток.

3.18. При остановке и стоянке на неосвещенных участках дороги, в темное время суток или в условиях недостаточной видимости включать габаритные огни. В соответствии с ПДД в условиях недостаточной видимости дополнительно к габаритным огням могут быть включены фары ближнего света, противотуманные фары и задние противотуманные фонари.

3.19. При работе под автомобилем располагаться таким образом, чтобы ноги не находились на проезжей части дороги. При производстве ремонтных работ на открытом воздухе, стоя на коленях или лежа, применять деревянные лежаки или другие подручные средства.

3.20. При нарушении нормальной циркуляции охлаждающей жидкости, при переохлаждении двигателя автомобиль остановить, утеплить нижнюю часть радиатора и дать поработать двигателю на малых оборотах. Запрещается подогревать двигатель открытым пламенем.

3.21. При заправке автомобиля водителю необходимо пользоваться перчатками (в любое время года), не допуская проливов топлива, а также попадания топлива на кожу рук и тела (во многих современных автомобилях открытие лючка бензобака осуществляется из салона автомобиля).

Заправку автомобиля бензином следует проводить из бензоколонки со шлангом, снабженным заправочным пистолетом.

3.22. На автозаправочной станции (АЗС) запрещается:

  • заправку автомобиля топливом производить в нарушение правил безопасности, установленных для заправочных пунктов;
  • курить и пользоваться открытым огнем;
  • производить ремонтные и регулировочные работы;
  • заправлять автомобиль топливом при работающем двигателе;
  • допускать перелив и разлив топлива;
  • работать без средств индивидуальной защиты рук.

3.23. Если при пуске на заправочной колонке двигатель работает хлопками, водитель обязан немедленно заглушить двигатель и отбуксировать автомобиль для устранения неисправностей в безопасное место.

3.24. Для перелива топлива необходимо пользоваться только специальным устройством;
засасывать через шланг топливо ртом запрещено.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1. В случае дорожно-транспортного происшествия (ДТП) водитель, причастный к нему, должен немедленно остановиться и включить аварийную сигнализацию, а при ее неисправности или отсутствии выставить на расстоянии 30–40 метров позади автомобиля знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь и не трогать с места автомобиль и предметы, имеющие отношение к происшествию.

4.2. При необходимости водитель должен оказать первую помощь пострадавшим и вызвать скорую помощь; если это невозможно, то следует отправить пострадавших на попутном автомобиле в ближайшее лечебное учреждение.

4.3. Затем необходимо сообщить о случившемся в ГИББД; если есть очевидцы ДТП, следует записать их фамилии и адреса и ожидать прибытия работников ГИБДД.

4.4. Если ДТП не причинило вреда здоровью людей или существенного материального ущерба, при взаимном согласии в оценке обстоятельств случившегося и отсутствии неисправностей транспортных средств, с которыми их дальнейшее движение запрещено, водители могут прибыть на ближайший пост ГИБДД для оформления ДТП.

5. Требования охраны труда по окончании работы

5.1. По окончании работы водитель автомобиля должен привести в порядок автомобиль, поставить его в установленное место, выключить зажигание, затормозить автомобиль стояночным тормозом, установить рычаг переключения передач в нейтральное положение, закрыть двери на ключ.

5.2. Если у водителя имеются замечания к техническому состоянию автомобиля, он должен сообщить об этом механику гаража.

5.3. По окончании работы следует тщательно вымыть руки теплой водой с мылом, при необходимости принять душ.

С инструкцией ознакомлен:

_______________ _______________________

(подпись) (фамилия, инициалы)

«____» ____________ 20____ г.

СОГЛАСОВАНО

Руководитель службы охраны труда (специалист по охране труда или специалист, на которого возложены эти обязанности)

_______________ _______________________

(подпись) (фамилия, инициалы)

Руководитель структурного подразделения (разработчика)

_______________ _______________________

(подпись) (фамилия, инициалы)

Кнопка «Наверх»